Плейбэк-театр – обучающая программа

Что такое плейбэк-театр



Основоположник Плейбэк-театра – Джонатан Фокс в конце семидесятых годов прошлого века в Нью-Йорке, стал развивать идеи театра спонтанности создателя психодрамы Джейкоба Морено. Другие источники плэйбэк театра – традиция устного рассказа и различные театральные теории и практики ХХ века. Образ человека как рассказчика историй, имеющего потребность в историях и жажду быть услышанным, составляет философско-антропологическое основание плэйбэк театра.В переводе с английского, «плейбэк» означает «воспроизведение».Плейбэк-театр это интерактивный театр основанный на драматическом представлении, воспроизведении историй рассказанных зрителями. В ответ на предложение ведущего представления кто-то из зрителей рассказывает историю из своей жизни (или же вспоминает сон, описывает состояние, чувство, просто фантазирует). И актеры тут же, на глазах у публики, без предварительной подготовки, спонтанно импровизируя и раскрывая красоту и мудрость истории, воссоздают ее на сцене. Представляют как ценный и удивительный рассказ, достойный внимания. Нечто, способное тронуть и научить. Особые формы актерской игры поддерживают баланс между структурой и импровизацией. Успех представления зависит от согласованности и сотрудничества актеров, ведущего, музыканта и зрителей.По словам Джонатана Фокса, «Плейбэк возвращает театр из области развлечений к его ранней цели – хранить память и сохранять племя сплоченным».Плейбэк Театр может быть театром для сообщества, «театром соседей»; работать в области образования или в социальных службах; помогать в ритуалах – начало и завершение конференций, праздники; быть средством развития организаций в организационном консультировании или инструментом психотерапии. Плейбэк – не является направленной психотерапией, но часто оказывает целительное воздействие.

Кого приглашаем

Психологов, психодраматистов, арт-терапевтов, психотерапевтов различных школ, социальных работников, педагогов, актеров, режиссеров, студентов соответствующих специальностей и людей интересующихся саморазвитием и самопредъявлением. Обучаться плейбэк-театру может человек, принадлежащий к любой сфере деятельности.Этот курс для тех, кто никогда не пробовал выходить на сцену, или наоборот всю жизнь там играет; давно мечтает играть в команде; любит импровизировать, хочет научиться чувствовать партнера, надеется прикоснуться к источнику спонтанности и творчестваКурс рассчитан, прежде всего, на взрослых участников, однако, подростки отлично играют в плейбэк-театре.


Объем курса

Объем курса соответствует международному стандарту 180 часов. Примерный тематический план прилагается. Программа рассчитана примерно на год.


Как происходит обучение

Будет много практики. Основная форма работы – упражнения для освоения умений, необходимых плейбэк-актеру, изучение форм, используемых в представлении историй, техник ведения спектакля и т.д. Будет много риска и радости. С первого же дня занятий участники практически осваивают формы и техники в мини-представлениях.Обучение происходит на семинарах-репетициях по 4-5 академических часов 2 раза в месяц и сдвоенных семинарах по 10 часов по выходным дням. Всего в месяц планируется около 20 академических часов. Последний семинар программы посвящен супервизии, которая будет проходить в форме представления труппы.В интервалах между семинарами участники программы собираются на самостоятельные репетиции для отработки техник и навыков.В процессе обучения труппа обязательно даст несколько представлений для приглашенной публики.


Что получится

  • Открытие собственной спонтанности и исследование своих творческих возможностей – особо полезно для психотерапевтов и актеров, а радостно и приятно – для кого угодно
  • Возникнут идеи о том, как практиковать Плейбэк в своей профессиональной деятельности – преподавателя, социального работника или психолога


Что потом?

Участники смогут создать собственную труппу и давать представления или присоединиться к уже существующим театрам. Такие театры уже есть в Москве и Киеве.


Ведущий программы

Любитов Игорь (Москва) – психолог, психодраматист, обучался в институте психодрамы и ролевого тренинга у Елены Лопухиной. Сертификат практика плейбэк театра получил в первой Московской программе у Йозефа Паради, Петроса Теодороу и других, а потом прошел обучение в Германии на лидерском курсе Джонатана Фокса. Ведет обучающие программы по плейбэк театру в Москве, Санкт Петербурге, во Владивостоке, в Самаре и на Украине. Художественный руководитель плейбэк театра «Алхимия». Играет и ведет спектакли в московской труппе «Театральный джаз» и руководит плейбэк студией «Большой театрик». Автор публикаций, посвященных практике плейбэк-театра.Работает в области семейной системной терапии, в том числе системной психотерапии Б. Хеллингера, сертифицирован Вислохским Институтом Системных Решений и Кельнским Институтом Системных Решений. Старший преподаватель Института Интегративной Семейной Терапии (Москва). Старший преподаватель кафедры Этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ).




Вопросы и запись+7 916 560 26 90 +38 097 517 2623 Любитов Игорь lyubitov@yandex.ru erlin@afx.ru


Примерный тематический план:

  1. Плэйбэк театр как форма театрального искусства.
    1. Что такое плэйбэк театр? Его место среди других форм театрального искусства.
    2. Плэйбэк театр и психодрама, драматерапия.
    3. Психотерапевтическая функция плейбэк-театра.
    4. Социокультурная миссия плэйбэк театра.
    5. История развития плэйбэк театра, поейбэк театр в мире.
  1. Ритуалы плейбэк театра
    1. Основные формы
    2. Поведение актеров на сцене
    3. Представление как ритуал
  1. Развитие актерской импровизации
    1. Развитие навыков импровизации на сцене
    2. Развитие навыков импровизационного взаимодействия с другими актерами на сцене.
    3. Развитие сценического восприятия, мышления, внимания, речи и действия.
    4. Развитие умения проживать свою роль в предлагаемых обстоятельствах.
    5. Освоение основных форм игры в плэйбэк театре.
    6. Организация сценического пространства плейбэк-таетра
    7. Использование типичного реквизита плейьэк-театра
  1. Развития навыков ведения перформанса (кондактинга)
    1. Функции и роли кондактора.
    2. Развитие способности кондактора быть в контакте со зрителями и актерами во время перформанса.
    3. Способы взаимодействия кондактора с рассказчиком, зрителями в зале и актерами.
    4. Специфика кондактинга при разных формах исполнения историй.
    5. Особенности кондактинга с разными типами зрителей.
    6. Процессуально-ориентированный кондактинг.
    7. Психотерапевтически-ориентированный кондактинг.
    8. Кондактор как режиссер.
  1. Музыка в плэйбэк театре
    1. Основные функции музыки в плэйбэк театре.
    2. Освоение типичных для плэйбэк театра музыкальных инструментов.
    3. Освоение импровизационного музыкального сопровождения плэйбэк перформанса.
    4. Музыка на сцене плейбэк-театра
  1. Перформанс (выступление) плэйбэк театра
    1. Типичная схема плэйбэк перформанса.
    2. Ритуалы в ходе плэйбэк перформанса.
    3. Развитие умения понимать «красную нить» перформанса.
    4. Стили и жанры игры в плэйбэк театре.
  1. Развитие психологических способностей и умений
    1. Развитие спонтанности и креативности
    2. Развитие интеллектуальной и эмоциональной гибкости. Развитие саморегуляции.
    3. Развитие аутентичности в проявлении себя и личностной интегрированности.
    4. Развитие способности самопрезентации.
    5. Развитие способности осознавать свои переживания и импульсы
    6. Развитие способности вступать в контакт, быть в контакте и выходить из контакта.
    7. Развитие способности рассказывать истории и понимать истории, рассказанные другими.
    8. Развитие способности принимать психологические и социальные различия между людьми, быть толерантным.
  1. Частные вопросы
    1. Работа со снами в плэйбэк театре.
    2. Архетипические сюжеты в плейбэк-тетатре
    3. Посредничество в решении конфликтов с помощью плэбэк театра.
  1. Создание плэйбэк труппы
    1. Этические принципы плэйбэк театра.
    2. Типы плэйбэк трупп.
    3. Миссия и цели труппы.
    4. Критерии и процедуры отбора людей в труппу / исключения из труппы.
    5. Руководство труппой, типы лидерства.
    6. Планирование и распределение бюджета в труппе.
    7. Правила функционирования труппы.
    8. Способы решения конфликтов в труппе.

Расписание занятий обучающей группы по плейбэк театру